Справочная информация по вопросам выявления, диагностики и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

 

 

Если вы предполагаете у ребенка наличие СДВГ, необходимо как можно раньше обратиться на консультацию к неврологу. Обратить внимание на следующие симптомы:

 

 

  1. Симптомы невнимательности (у детей – не менее 6 симптомов, у подростков – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):
  • Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки невнимательности
  • Неспособность удерживать внимание длительное время
  • Часто складывается впечатление, что не слушает обращенную речь
  • Неспособность следовать инструкциям, алгоритмам (например, выполнять условия задания)
  • Сопротивление вовлечению в процесс выполнения заданий, избегание или активное сопротивление
  • Частые утраты вещей, особенно тех, что необходимы для выполнения заданий
  • Лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли («витание» в своих мыслях)
  • Повседневная забывчивость (поручения, обязанности по дому, опоздания)
  1. Симптомы гиперактивности (у детей – не менее 6 симптомов, у подростков – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):
  • Постоянные движения в кистях, стопах, ёрзание на стуле
  • Вставания с места, например, во время урока
  • Часто может забираться в разные места, влезать куда-то
  • Невозможность спокойно играть, проводить время
  • Постоянно в движении, как «заведенный», словно «прикрепили мотор»
  • Болтливость
  • Отвечает на вопрос, не дослушав самого вопроса
  • Трудности с ожиданием своей очереди
  • Перебивает других, вмешивается в чужие дела, игры, берёт вещи других людей без разрешения.

Эти симптомы у ребёнка или подростка должны достигать степени выраженности, мешающей ему учиться и общаться. Они должны наблюдаться и дома, и в других местах (в школе, в гостях и т.д.). Их должны замечать не только родители и близкие, но и окружающие.

Существует мнение, что наиболее ранние признаки СДВГ можно заметить у детей в возрасте до 3 лет. Будьте начеку, если ваш ребенок:

  • Рано начал держать голову, сидеть, ходить
  • Недостаточно много (не по возрасту) спит
  • Засыпает только после того, как перевозбудится, или если ему требуется плакать и кричать перед засыпанием
  • Не умеет играть в спокойные игры
  • Вздрагивает или плачет от громких звуков, яркого света, появления незнакомых людей
  • Отбрасывает новую игрушку до того, как успевает её рассмотреть
  • Имеет проблемы с пищеварением: поносы, пищевая аллергия

Может потребоваться и дополнительное обследование с целью уточнения диагноза и исключения других заболеваний, имеющих схожую симптоматику:

Лечение – это всегда комплекс

  • С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:
    Для коррекции двигательной активности и импульсивности используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).
    В обычной жизни пациентам с СДВГ не рекомендуют занятия теми видами спорта, которые предполагают соревновательный характер и имеют выраженный эмоциональный компонент, например, единоборства, командные игры. Полезны бег «трусцой», плавание (не соревновательное), езда на велосипеде, прогулки на лыжах.
    Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений снаиспользуют разнообразные методы психотерапии. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психолог или психотерапевт. Зачастую требуется консультация психолога или психотерапевта не только самому пациенту, но и его близким, в первую очередь, родителям, если речь идёт о ребёнке. Лечение не заканчивается пребыванием в клинике, оно должно продолжаться всё время. Именно поэтому родители и близкие должны быть правильно подготовлены, обучены. Кроме того, ребёнок с СДВГ особенно сильно нуждается в поддержке и внимании со стороны родителей, поэтому их эмоциональное состояние должно быть стабильным, чтобы им хватало терпения и тепла для своего особенного ребёнка.
    Релаксационные методики: специальный расслабляющий массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
    Нарушения чтения, письма, речи требуют консультации логопеда-дефектологаЛогопедическая коррекция может устранить эти проблемы.
    Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.

Денищик Н.И., врач психиатр Островецкой ЦРКБ